Создано: 30.12.2013 13:06

Блестящее прошлое

Златоустовский бренд продолжает будоражить мир

    Шашка для Брежнева и первая гравюра в космосе — это лишь два факта из богатой истории «Златоустовской оружейной фабрики». За несколько лет руководитель и предприниматель Валерий Томея из нашего города смог вытащить из пепла легендарное производство, подарив Златоусту его самый первый бренд. По поводу преемственности и традиций теперь можно не беспокоиться: коллектив обновляется, но много в нем и тех, кто десятилетиями трудился на предприятии. Среди них — известный многим Олег Гриер. Его рассказы — как главы занимательной книги

Город во всех красках

    Нынешний заместитель директора Олег Максимович Гриер — специалист, который всю жизнь представлял продукцию завода имени Ленина стране и миру, трудясь при этом на одном из самых закрытых предприятий нашего города. Он говорит, что секретность была всегда.
    — Когда перешел в отдел патентоведения, рационализации и техинформации, вплотную занялся выставками. Завод же не только на оборонку работал. Мы выпускали холодильники, рисовали гравюру. А правительство в те годы строго спрашивало за показатели по товарам народного потребления. Кроме того, предприятие долгое время продавало экскаваторы.
    Олег Гриер каждые три недели выезжал в командировку. География поездок впечатляет: Москва, Ленинград, Донецк, Новосибирск, Куйбышев, Рига, Вильнюс, Таллинн, Киев, Мурманск — туда отвозили отреставрированный палаш для контр-адмирала. Гостей встречали по-боевому, на действующем корабле.
    Одной из обязанностей Олега Максимовича было создавать буклеты и наборы с открыток, во всей красе представлявших продукцию завода. Даже не смотря на то, что он имел форму допуска к секретной информации, эти красоты первыми всегда видели работники цензурного главлита. Однако сотрудники завода и без того были хорошо осведомлены о том, что и как писать и показывать. Но накладки случались.
    — Как-то в пятницу я поехал по делам в столицу, а прежде наказал нашему фотографу самостоятельно не экспериментировать, — вспоминает Олег Максимович. — В тот год стояла чудесная осень, и Василий Кравчук решил не упускать момента. Он забрался на Косотур и начал делать виды завода с высокой точки съемки. Но долго поснимать не удалось: его сразу же сняли с горы, а мне позвонили в Москву — сообщили об инциденте. Делать панорамные снимки строго настрого запрещалось.

  •     Однако при умелом подходе секретность творчеству не мешала, а даже и помогала. Был, например, такой случай. Однажды министерство обороны задумало снять фильм для показа делегатам съезда, рассказывавший о новых образцах военной продукции. Одним из нескольких мест съемки был Златоуст.

    Чтобы предприятие запечатлеть на пленке во всей его мощи, к приезду съемочной группы начали активно готовиться: в министерстве запросили краски столько, что с лихвой хватило отремонтировать все секретные цеха. Зато в картине наш город выглядел подобающим образом.

 

«Беспроигрышный» презент


    Гравюру и сейчас дарят высшим должностным лицам, эта же традиция активно поддерживалась в советские годы. Отдел, где трудился наш собеседник, отвечал за особо ответственные заказы верховной власти. У министерства машиностроения, в чьем ведении находилось предприятие, как говорят, было три «Жар-птицы» для презентов: каслинское литье, тульский самовар и златоустовская гравюра на стали.
    — Работали по специальным проектам основательно. После того, как заказ на красном правительственном бланке приходил из Москвы, начиналась работа. Сначала главный художник вместе с творческой группой продумывали эскиз будущего изделия. Затем ехали на утверждение в столицу — уровень чиновников зависел от важности подарка. После того, как получали одобрение свыше, стартовало само изготовление. Бывало, что работать, дабы успеть к заявленной дате, приходилось и день, и ночь.
    Однажды на 75-летие Леонида Брежнева заводу им. Ленина заказали для него дорогой подарок. А надо сказать, что одна именная шашка у Леонида Ильича была еще с тех самых пор, когда он воевал на фронтах Второй Мировой: с ней он в качестве генерала-майора маршировал на параде Победы в 1945 году. Тут же решили сделать подарочный вариант.

  •     — Сначала к нам обратились из министерства обороны, и коллектив предприятия сделал, что просили. С 1922 года у военных действует указ о наградном оружии. Когда почти все было готово, вдруг приходит заказ от президиума Верховного Совета. Пришлось переделывать — на шашке немного изменился нанесенный рисунок. Вручал подарок председатель президиума Николай Подгорный.

    За гравюрой и холодным украшенным оружием на завод приезжало много разных знаменитостей. Были тут известный разведчик Рудольф Абель, адмирал флота Сергей Горшков, глава Счетной палаты России Сергей Степашин и Альберт Мокашов, принявший командование Приволжско-Уральским военным округом. В ассортиментном кабинете предприятия встречали многих спортсменов и творческую интеллигенцию, например, актера Андрея Мягкова и знаменитого барда Юрия Визбора. Однако по-настоящему тесные отношения сложились с космонавтами.

 

Искусство высокого уровня

    На заводе побывали 6 космонавтов. С одним из них, Алексеем Леоновым, впервые вышедшим в открытый космос, у Олега Гриера завязалась продолжительная дружба.
    — Я впервые посетил Звездный городок, когда с киностудией Министерства обороны работали над фильмом «Златоустовска гравюра на стали». Спустя три года Алексей Леонов побывал на предприятии. Еще через 2 месяца нам позвонили из отдела спорта. Говорят: немец Зигмунд Йен и советский космонавт Валерий Быковский скоро должны приземлиться. Хотим порадовать их подарком от вашего завода.
    И вот 1 сентября 1978 года Олег Максимович прибыл в столицу. Алексей Леонов принял его в парадной форме и пригласил к себе домой, в Звездный городок под Москвой. Пока именитый хозяин был занят рабочими делами, к Олегу Гриеру прикрепили Юрия Глазкова, чуть позже возглавившего отряд космонавтов Советского Союза.
    Наш земляк вручил привезенные изделия. Их смог оценить и дублер Зигмунда Йена, оставшийся дожидаться своего товарища на Земле.

  •     Позже в Звездном открыли постоянно действовавший киоск, где всегда можно было приобрести шедевры златоустовских мастеров. А сувениры регулярно стали приобретать для специалистов программы «Интеркосмос» и гостей Центра управления полетами. В 1980 году Алексей Леонов даже умудрился пробить решение — и пара медальонов, украшенных в стиле нашей гравюры, улетели с «Союзом-Т Прогресс» в космос на станцию «Мир», чтобы порадовать ее обителей, которые к тому моменту не один месяц находились в космосе.

    Как разрешили увезти эти экспонаты, не ясно до сих пор: ведь на борту космического корабля каждый грамм груза строго учитывается — чтобы ничего лишнего не пропустить.

 

Новая жизнь бренда

    Видевший все этапы работы предприятия, Олег Гриер с удовлетворением отмечает, что в современное время завод не исчез, а, напротив, уверенно смотрит в будущее.
    — Это оттого, что в 2004 году за дело взялся талантливый руководитель, сам большой ценитель гравюры Валерий Александрович Томея. Вы посмотрите, что было до него: разруха, запустение. Нас постоянно отключали от электроэнергии, то и дело не было воды, не платили заработную плату. А Валерий Томея пришел и поставил все на нужные рельсы: теперь семьи работников могут быть спокойны — деньги люди получают в срок, они всегда загружены работой, а предприятие — заказами.
    Олег Максимович говорит, что сегодня художникам «Златоустовской оружейной фабрики» создали такие условия, каких у них никогда не было. Профессионалы с большой буквы, они могут полностью отдаваться любимому делу — только твори, для этого теперь все есть. Раньше, рассуждает Олег Максимович, огромный завод развивала вся страна, теперь эту ношу взвалил на себя один человек: он взялся поднимать не торговлю, не сектор услуг, а самую, пожалуй, проблемную сферу — промышленность в городе, до сих пор не выбравшемся из экономического кризиса.
    В 90-е годы, говорит наш собеседник, растаскивали оборудование, теперь подкупают новое, а значит, есть надежда, что старейший бренд Златоуста только укрепит свои позиции.


Кирилл ГЛУШКОВ
   

    Из досье:

    Олег Гриер в 1959 году поступил по направлению «Обработка металлов давлением» в техникум им. Аносова после 7-ми классов школьного образования. Был секретарем комитета комсомола в учебном заведении: организация насчитывала порядка 1000 участников. После учебы некоторое время тут же читал лекции в качестве мастера производственного обучения. Затем перешел на работу в Златоустовский горком комсомола: сначала инструктором, затем — заведующим орготделом.
    С 1964 года — рабкор газеты «Златоустовский рабочий».  
    На заводе им. Ленина с июля 1973 года, когда Олегу Максимовичу было 27 лет: сначала заместитель начальника отдела техобучения, а через 2 года — зам. и вскоре — руководитель отдела патентоведения, рационализации и технической информации. Возглавлял его 20 лет. Более 10 лет был секретарем парторганизации заводоуправления.
    В 1995 году стал помощником первого лица предприятия, а в 2004 году стал заместителем генерального директора Валерия Томея.
    Почетный гражданин Златоуста. Указом президента от 2 мая 1996 года за заслуги в области культуры получил звание Заслуженного работника культуры России.

 

Просмотров: 1980

Выборы

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-69214 от 29.03.2017 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

 
Яндекс.Метрика