Создано: 15.04.2014 13:26

На колёсах

В маршрутках Златоуста экономика вместо безопасности

    В Златоусте за маршрутным транспортом плохой пригляд. Горожане жалуются на старые машины, большое количество аварий с участием пассажирских «Газелей» и высокую коррупционноемкость бизнеса. Среди частых нарушений — отсутствие надлежащего медицинского осмотра водителей. А все потому, что владельцы маршрутов экономят на любой мелочи, получая огромные прибыли фактически за «воздух». «Златоуст 74» разобрался, кто и сколько зарабатывают на перемещении людей в городе


Автомобильная пирамида

    — Почему водители допускают перевоза стоячих пассажиров? — задается вопросом златоустовский пользователь социальной сети Альберт Романов и сразу на него отвечает. — Ехали мы на 13-м маршруте, водитель остановился у поликлиники машзавода. Я спросил  у него: «Куда людей садить собираешься? К нам на шею?» И это при том, что четверо человек уже и так стояло. На что он ответил: «Я маршрут отрабатываю».
    В Златоусте это типичная ситуация. Все экономят на всем, а выливаются эти меры в лихачества на дорогах и неудобства для пассажиров.

  • Схема бизнеса такова: предприниматель, решивший им заняться, собирает пакет документов, подписывает договоры на медицинские осмотры и отправляется в Управление ЖКХ городской мэрии. Там заявленный маршрут выставляют на конкурс и победителю отдают право возить по нему людей. Среди прочего нужна лицензия. Раньше она имела ограниченный срок действия, теперь — бессрочная.

     Как говорит один из таких владельцев-перевозчиков, пожелавший не называть свою фамилию, раньше еще требовали, чтобы имелось место под стоянку автотранспорта. Сегодня площадку иметь не обязательно.
    В результате сложились благоприятные условия, чтобы появилась незатейливая иерархия пирамидальной наружности: под чиновником на вершине стоит бизнесмен, который держит маршрут, но сам перевозками не занимается. За него это делают другие — водители со своими «Газелями» или владельцы нескольких машин, нанимающих работяг как работников.
    — Все маршрутки города можно поделить на 2 группы. Первая — это частники, собственники машин, которые сами же на них и работают. И эта часть обычно ответственно относится как к машине (ее техническому состоянию, чистоте), так и к соблюдению правил дорожного движения, — рассказывает Александра Останина, чей муж несколько лет работал водителем. — Вторая группа — все остальные. Это машины, на которых работают наемные водители. Данные машины принадлежат всем, кому угодно, начиная от хозяев маршрутов, заканчивая работниками полиции, администрации и т.д. Кстати, чтобы владельцы маршрутов имели свой транспорт на маршруте — это скорее исключение из правил, например, Андрей Терентьев не имеет ни одной машины.
    Хотя, вероятно, имеет одну. При этом очень неплохо зарабатывает. Сколько можно получить денег, Александра высчитывает со всей скрупулезностью. Она говорит: после того, как человек приобрел «Газель», он обращается к владельцу маршрута, оплачивает ему от 6 до 20 тысяч рублей в месяц (в зависимости от маршрута), плюс на собственника авто ложатся все ремонты, страховки и другие расходы. Далее автовладелец ищет водителей, которые ежедневно платят ему от 1300 до 2500 рублей. Выходит, что на машинах зачастую работают случайные люди, которым не объясняли, что перевозят они людей, и надо бы с этим делом поосторожнее. В этом случае психология такова: отработал смену, бросил ключи и гори все синим пламенем. В среднем в день один такой водитель перевозит в Златоусте 300 пассажиров.
    Между тем, специалисты, знакомые с рынком, рассказывают: это выгодно для владельцев маршрутов. У того же господина Терентьева их всего 6: № 10 (открывается по сезонному графику летом), 19, 21, 25, 27 и 41. На популярном 25-м маршруте работают, как говорят очевидцы, по 20-25 автомобилей. За каждый водители вносят около 16-ти тысяч рублей ежемесячно. Если посчитать, то лишь один маршрут приносит предпринимателю порядка 400 тысяч рублей дохода! Умножьте эту сумму на 6 — примерно столько можно получать, обладая разрешением от чиновников ставить машины на линию. Около 2-х миллионов рублей ежемесячно — врачам с педагогами такие деньги даже не снились. Кроме Андрея Терентьева, перевозчиками числятся Игорь Гуров, Геннадий Урванцев, Николай Кукарских и другие. Всего же в городе порядка 40-ка маршрутов.


«Зомби» за рулем

    Власти, как можно судить по итогам работы, не особо пекутся о том, какие машины выходят на городские улицы. Старший государственный инспектор Управления госавтонадзора Владимир Доронин рассказывает корреспонденту «Златоуста 74», что 80 процентов машин маршрутного такси, которые передвигаются по городу, находятся в плачевном состоянии. Их надо менять, но владельцы бизнеса делают это неохотно. Лишить лицензии нарушителей практически невозможно, хотя большинство «забывает» проводить для водителей послерейсовый медосмотр (предрейсовый, пусть часто формально, но, как правило, делается), люди выходят на смену к 6-ти утра и работают до 20 часов вечера практически без останова. А на следующее утро снова в путь. Это приводит к высокой переутомляемости, угрожая безопасности пассажиров. И за такой труд — 20-25 тысяч зарплаты и не больше.
    — Наиболее распространенные нарушения — неудовлетворительное состояние транспортных средств, — рассказывает Владимир Доронин. — Колеса с разным протектором, разваливающиеся сиденья, мятый кузов и прочее, отсюда — непрохождение регулярного техобслуживания, отсутствие «Глонасса» или его установка с нарушениями, непорядок с режимом труда и отдыха (когда даже по документам за людьми числится большое количество смен), нет регулярного повышения квалификации (например, не проводится инструктаж по оказанию медицинской помощи, нарекания вызывает и ситуация с медосмотром водителей.

  • Проблемой недостаточного регулирования специалисты считают дефицит машин на 9-й линии проспекта Гагарина, в то время как на самом проспекте машин — даже излишек. Особенно в часы пик. Хотя это и противоречит выданным разрешениям, но никто из ответственных лиц автомобили не считает. Внизу же людей на остановках мало, и все «маршрутки» устремляются на первую линию. Туда вынуждены подниматься и пассажиры, не желая долго ожидать машину.

    Выход Владимир Владимирович видит в том, чтобы сделать короткий маршрут, например, от городской площади до автовокзала. Тогда «газелькам» не придется зря жечь топливо, передвигаясь на большие расстояния порожняком.
    Пока ответственные лица предлагают решения, простые горожане вынесли свой вердикт. На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» мы спросили у златоустовцев, что они думают о работе маршрутных такси. Как выяснилось, 38 процентов проголосовавших недовольны тем, что улицам ходят старые авто, еще треть раздражает то, что водители лихачат часто, а 11 процентам горожан не нравится, когда сотрудники такси некультурно общаются. Примечательно, что 5 процентов читателей странички уверены: в маршрутном бизнесе слишком много коррупции — надо дружить с властями или бизнес прогорит, полагают пользователи Сети.

Всеволод БЕРЕЗИН

 

Просмотров: 5919

Выборы

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-69214 от 29.03.2017 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

 
Яндекс.Метрика