Создано: 08.08.2014 22:44

Сделано на скорость

Самые медленные гонки в мире прошли в Голландии

       Мы сидим в маленькой комнате студенческой лаборатории. Капитан команды Андрей Сотсков рассказывает, что к вершинам успеха на соревнованиях ребят привез автомобиль весом всего 40 килограмм. В Голландии прошли самые зрелищные состязания в области автомобильных инноваций среди молодежи. Главная задача участников была — проехаться как можно дальше на машине собственной разработки. Студенты из Европы и Африки предложили свои способы сберечь энергию. Россияне показали, что могут на своем авто проехать 450 километров, использовав всего 1 литр топлива. О состоявшемся экомарафоне и перспективах автомобильного рынка на ближайшую десятилетку участник забега Андрей Сотсков рассказал корреспонденту «Златоуста 74». Когда двигатели внутреннего сгорания уйдут в прошлое, и чем займутся роботы на заправочных станциях — краски будущего начинают проступать на холсте современности

 

Машина «похудеет»


    Ребята съездили в Голландию уже второй раз. В прошлом году они за 2 месяца, как появилось финансирование от спонсоров, с нуля создали собственный автомобиль — нарисовали его дизайн, смастерили корпус и нашпиговали его «внутренностями». В ночь перед отправкой в Европу шкурили и красили, хотя в машине это не главное.     — Идея соревнований заключается в том, чтобы как можно дольше проехать на одном литре топлива либо одном киловатт-часе, если речь идет об электромобилях, — раскрывает суть мероприятия Андрей Сотсков. — Победители этого года  — снова французы. Команда из их университета подтвердила возможность протянуть на 1 литре топлива 3314,9 километров.
    Российская команда собралась в стенах Московского автодорожного института, раньше его филиал работал и в Челябинске, однако потом закрылся. Соревнования проводятся уже три десятилетия — и каждый раз в них принимают участие машины исключительно студенческих разработок. Яркое событие концерн «Шелл» любит организовывать в разных странах. И все с одной целью — привлечь внимание общественности к проблемам нехватки топлива в мире. Более 200 команд снова штурмовали вершины инновационного конкурса.


    Среди прочих — теперь россияне. Своей задачей год назад они ставили хотя бы доехать до Роттердама. Однако не только добрались и прошли технический контроль, но и выполнили заезд на вспомогательной трассе. Для этого пришлось раскинуть мозгами и предложить свои идеи в конструкции двигателя. Наш собеседник рассказывает:
    — Наша машина работает на бензиновом двигателе Honda GX-35. Мы вошли в основную категорию участников: двигатели внутреннего сгорания на дизельном топливе и бензине используют 80 процентов прибывших команд. Чтобы принять участие в состязаниях, мы поставили свою систему впрыска, разработав для этого специальную программу подачи топлива, а также искры на свечу зажигания. Управляющая ось у нас задняя, потому что это уменьшает габариты автомобиля. Колеса находятся в корпусе. Причем заднее «посажено» на один подвес с двигателем. Вес машины год назад составлял 55 кг, а нынче он на 15 килограмм меньше, причем кузов весит всего 4 кг. Корпус сделан из стекловолокна, которое используют при строительстве яхт. На его изготовление пришлось потратить полмиллиона рублей. Несколько вариантов дизайна прорисовал Аркадий Калина. Остановились на том, что лучше по аэродинамическим характеристикам. Это хоть и прогрессивные, но известные технологии снижения энергоемкости автомобиля. Однако рассчитываем работу продолжить, предложив ноу-хау, которые сможет взять на вооружение наша промышленность.    Ребята заявились в номинацию, где представлены прототипы, которые скорей всего, никогда не встанут на обычную дорогу. И в самом деле — лежать, словно в ракете, согласится не каждый водитель. Но это не умаляет ценности разработок. Одно из условий конкурса — ехать не более 40 минут, здесь нет гонок и преследований. Средняя скорость должна быть 27-28 километров в час. У россиян в прошлом мае выходило меньше — 23 км/ч. Теперь они говорят, что был просчет с трансмиссией, передаточное отношение подобрали неверно. В этом году все исправили, в частности, вообще отказавшись от коробки передач.       При включенном двигателе они ехали всего 40 процентов времени. Выдержали все требования — даже в той части, где говорится про вторсырье. Устроители мероприятия нацеливают участников использовать подручные материалы. Российская команда для защиты ног пилота от колес использовала колпак от Toyota RAV4, который японцы надели на запасное колесо. Кстати, в этом году пилотом у наших стала девушка.
    

Автодельцы и «заправки» конфликтуют


    Андрей Сотсков не так давно закончил университет, но уже преподает и пишет диссертацию. Участвуя в соревнованиях в области энергетики, он хорошо изучил предмет и теперь может рассказать, какие изменения ждут автомобильный рынок в ближайшее десятилетие.    Наш собеседник уверен, что переформатирование обязательно состоится.
    — Нефти хватит всего на 50 лет, а значит, нам придется пересаживаться на другие машины, — говорит он. — Уже сейчас экономика придумывает способы, как сэкономить энергию. Например, три четверти европейских авто «ходят» на дизельном топливе. В мире распространяются «гибриды», где кроме двигателя внутреннего сгорания есть электрический аккумулятор для перемещения машины.
    Кстати, и сам такой двигатель — не догма. Андрей напоминает, что он может работать не только на бензине, но и на биотопливе, на газе, на дизельном топливе. Ближайшее будущее этого типа двигателя — его совершенствование. По словам эксперта, даже завтра автопроизводители ни в коем случае не откажутся от моторов, работающих на бензине. Ровно до тех пор, пока покупатели не выберут иные концепции авто. В этом, правда, есть тонкость.
    Любые изменения обретают жизненную силу лишь тогда, когда потребители почувствуют выгоду: они хотят тратить меньше, а получать больше. Когда дело заходит до новых технологий, не все просто.     — Есть ряд моментов, мешающих их развитию, — уверен Андрей Сотсков. — На первое место поставлю неудобство. Заправлять машину 8 часов никто не станет. Или возьмите ту же стартстопную систему, которая поддерживает постоянной температуру электромотора для его оптимальной работы. Она отключается при низких значениях: минус 4 градуса на улице уже критично. Хотя стартстоп устанавливается по желанию покупателя, от него можно и отказаться. Опять же: допустим, автовладелец живет на 10-м этаже, где ему взять зарядку? Покупать машиноместо — снова затраты. А, значит, второй барьер — высокая стоимость. Третье, что мешает, это запас хода. Если вы будете двигаться медленно, топливо экономить, то наверняка проедите заявляемые производителями 160-200 километров. Но если вы решите ускоряться, обгонять кого-то, тогда топлива хватит лишь на 80 км и не больше того.
    Чтобы изменения произошли, нужно менять инфраструктуру. Например, концерн Nissan несколько лет назад предложил оригинальный способ быстро заряжать электромобили — менять их аккумуляторы прямо на «заправочных» станциях. В трактовке японской компании делать это должны роботы: за несколько минут человек обретает батарею с полной зарядкой, а прежнюю оставляет на «заправке». Таким образом, аккумулятором он не владеет, а постоянно берет его в аренду. Нечто похожее реализовали создатели седана Tesla Model S.
    По мнению собеседника «Златоуста 74», налицо конфликт между автопроизводителями и владельцами сервисов: одни уповают на развитие инфраструктуры, чтобы ввести в строй новинки, а вторые не хотят перестраиваться до тех пор, пока по дорогам не поедут в большом количестве модернизированные авто.
    — Меняться надо одновременно, — полагает Андрей. — Существенную роль в этом играет государство. Например, во Франции субсидии при покупке экологически чистого автомобиля доходят до 5-ти тысяч евро. А в Берлине каждому типу двигателей присваивают свой цвет: с бордовым при въезде на центральные улицы вас оштрафуют, а с зеленым вы можете кататься бесплатно. Так же и в Лондоне, где «гибридам» или электромобилям дорога открыта везде.     Андрей Сотсков надеется, что когда-нибудь так же будет и в России. А экомарафоны, в которых принимает участие его команда, помогут лучше увидеть очертания будущего. Французская группа это уже сделала, и теперь вместе с компанией SKF изготавливает подшипники собственной разработки. Любая идея, предложенная для соревнований, может пойти на конвейер (чего трудно добиться на действующем производстве), а завтра, быть может, наша страна окажется на передовой энергетического фронта.


    Кирилл ГЛУШКОВ
Фото автора и из архива А. Сотскова
Видео предоставлено А. Сотсковым

 

Просмотров: 2338

Выборы

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-69214 от 29.03.2017 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

 
Яндекс.Метрика