Создано: 08.10.2014 10:56

Стенька Разин по-шукшински

На премьере в Златоусте угрожали ОБЭПом и аплодировали прохвостам

    Блюзовый вариант «Из-за острова на стрежень», разностилевые картины на стенах, коробки коньяка с акцизами на горлышках. Кто бы мог подумать, что все это — шукшинские «Энергичные люди» на сцене «Омнибуса» в постановке Бориса Горбачевского


«Энергично по жизни»

    Хваткие бизнесмены эпохи социализма очень хорошо «легли» на современную действительность. Они могут все — принести жене несуществующую ни в одной накладной шубу, взять зарплату ящиком коньяка, «заложить» ближнего своего ради «отмазки» от тюрьмы. А что поделать… Фразу «Воруют все!» зал поддержал дружными аплодисментами и смехом, который, возможно, не одобрили первые несколько рядов, заполненные людьми с контрамарками в дорогих костюмах и галстуках.     На моей памяти, в нашем театре не так много спектаклей, которые смотрятся на одном дыхании, не замечая прошедшего времени. «Энергичные люди» из их числа. Шукшин вообще хорошо удается нашей труппе и режиссеру. Вспомним спектакль «До третьих петухов», которого давно нет в репертуаре, но его до сих пор обсуждает златоустовский зритель.


Честные разбойники

    Главные герои — шестеро друзей «по несчастью, алкоголю и страху перед ОБЭП». Они пьют с фантазией, в счастливом опьянении курлыкая журавлями, они — хозяева жизни, они могут себе позволить все и еще немного. Но страх остаться ни с чем из-за ссоры Кузькина с женой превращает их в заложников ситуации. Ох, неспроста весь спектакль звучит залихватская пеня о Стеньке — то вьется блюзовыми ритмами, пунктиром обозначая характеры героев, то классической раздольностью вторит их пьяной удали и бесстрашию. Стенька тоже брал себе всё — богатства, жену, корабли, обещая быть честным и справедливым. Наши герои такие же разбойники, прикрывающиеся славой Робин Гуда.    Шесть главных героев (Максим Фаустов, Игорь Вершинин, Руслан Серебренников, Вячеслав Борисов, Владимир Архипов, Юрий Чулошников) играли на абсолютном кураже, чутко отзываясь на реакцию зала, делая своих героев еще более современными. Еще два актера — Александр Антонов и Денис Коломин — обрамляют своим выходом спектакль в роли сотрудников ОБЭП (еще один посыл в современность трактовки).

«Кузькина жена»

    Восемь мужчин на сцене и всего две женщины, как две драгоценности в шукшинской сатирическом контексте. Вера Сергеевна Кузькина (Наталья Фаустова) покорила женскую половину зала своими нарядами, париками (очень удачная находка!), неприступностью перед мужской лестью. Особенно насмешил возглас женщин, сидящих за мной, когда Вера Кузькина в первый раз появляется в рыжем парике и леопардовой шубе: «Вот ёпрст, а Вера-то дает!» Зал, надо отметить, реагировал очень живо. Порой комментарии зрителей, сочувствующих болеющим «с бодуна» мужчинам или сопереживающих жене, которой изменил муж, могли посоперничать с шукшинской сатирой.     Яркий персонаж получился и у Вероники Небываловой (Сонька). Лиловая блузка, лиловая шляпка в стиле «городская сумасшедшая» и получается отличный гротескный персонаж. И тоже точно попадание в зрителя. В одной из сцен Сонька выскакивает с пистолетом, угрожая ОБЭПом, и из зрительских рядов почти всхлип: «Вот, овца какая!»


Супруга из шкафа

     Если говорить об оформлении, то художником-постановщиком спектакля снова пригласили уже ставшего практически родным златоустовской сцене Виктора Хлыбова. Оформление не лишено оригинальности, хотя сразу его понять сложно. Эклектика из ковриков, репродукций знаменитых картин, нагромождения коробок расшифровывается уже по ходу пьесы. Стоит присмотреться к картине, висящей на переднем плане — «Всюду жизнь» Николая Ярошенко. Не буду раскрывать интригу, но это картина выполняет роль ружья, которое если присутствует на сцене, то обязательно выстрелит.      Единственным неоправданным ходом может показаться оформление комнаты супруги Кузькина в виде шкафа-купе. Создается абсолютное ощущение, что Вера Кузькина живет в шкафу. И, как кукушка, с периодичностью прихода мужчин, оттуда выскакивает. К концу пьесы уже возникает вопрос — зачем она туда постоянно забегает и где ежечасное «ку-ку»?

И напоследок…

     Спектакль, при всей своей комедийности, получился неоднозначный. Спорить и говорить о нем будут. Кому-то он покажется излишне акцентированным и резким, кому-то пустым и несовременным. Но равнодушным постановка не оставит никого.
     Поскольку премьера совпала с открытием сезона, то традиционные премии вновь нашли своих героев. В этом году городской театральной премии «Бенефис» удостоилась Ольга Семененко.     Сюрпризом как обычно стали премии от Златоустовской оружейной фабрики. Эта интрига сохранялась до последнего. На сцену поднялся генеральный директор ЗОФа Валерий Томея.     В этом году премий были удостоены актеры постановки «Диоген». За лучшую мужскую роль второго наградили Руслана Серебренникова (Антиох), лучшая мужская роль первого плана — заслуженный артист РФ Александр Антонов (Диоген). Премия за женскую роль второго плана и удачный творческий дебют досталась Анастасии Константиновой, за лучшую роль первого плана — Ольге Зацепиной (Дорида). Хочется поздравить весь коллектив и труппу театра с удачной премьерой и открытием предъюбилейного сезона. А шукшинскому спектаклю — жизни на сцене. Он того заслуживает.

Евгения ЛАПКО

 

Просмотров: 3914

Выборы

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-69214 от 29.03.2017 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

 
Яндекс.Метрика