Создано: 10.03.2015 16:06

Камо грядеши?

Журналисты Златоуста вспомнили о будущем

     Воспитать в городе журналистские кадры должны сами «утопающие»: цех представителей профессии своими силами. В этом точно не заинтересована власть — формировать штат «зубастых» акул пера, которым доверяет общество, она не станет. Зачем? Если главные сожаления местной верхушки связаны с появлением «всемирной паутины», открывшей врата «народной гласности». В условиях, когда традиционные средства массовой информации в городе не раскрывают всей полноты жизни, стихийно создается Интернет-площадка — она не всегда объективна и до конца информирована, однако всякий раз остра и злободневна. Об этом говорили участники пресс-клуба, который редакция «Златоуста 74» собрала в стенах Златоустовской оружейной фабрики. Представители масс-медиа попытались ответить на вопрос о том, где взять денег для своего развития

 

«Школу» закрыли


    Ситуация в редакциях основных городских СМИ складывается нерадостная. Общая нехватка кадров абсолютно во всех отраслях Златоуста, которую подмечает редактор заводского радио предприятия «Златмаш» Юлия Фризен, больней всего ударила по малочисленной профессии журналистов. Старшее поколение сдает позиции, а молодых нет — в городе отсутствует кузница пишуще-снимающих кадров. Об этом говорят все. Редактор отдела культуры «Златоустовского рабочего» Елена Лаветкина вспоминает, что в прошлые годы в Златоусте существовала подростковая студия, работавшая при местном телевидении, школа юнкоров успешно готовила смену при городской газете.
    — Примерно 16 или 18 человек, взращенных  таким образом, впоследствии поступили на журналистские факультеты Челябинска и Екатеринбурга, — рассуждает Елена Александровна. — Программу курировала область. Челябинская телерадиокомпания имела собственную школу журналистов, где занятия готовили лучшие профессионалы своего дела. Петр Михайловский после стажировки в Штатах вел мастер-классы в течение полутора лет, Влад Отрыванов то же самое делал на операторских курсах. Ребята проверяли себя еще в школьные годы, чтобы следом сделать осознанный выбор — становиться корреспондентами, операторами или видеоинженерами.

  •     Отсутствие подобной подготовки сегодня, а также платное образование «убили» выпуск профессиональных кадров. Даже студенческие газеты, исчезнув, перестали выполнять подобные функции. Зачастую в стенах вузов готовятся псевдоспециалисты. Но в ряде случаев даже «корочки» не нужны. Наступила эпоха блогеров, которые, не имея понятия о том, как делать журналистику, не обременяя себя этическими вопросами, создают новую реальность, гордо называя себя смелыми борзописцами.

     О народной журналистике — с воодушевлением и тревогой. Участники дискуссии постарались понять, что является ее питающими силами. Одно из предположений, высказанных редактором портала «Златоуст 74» Анатолием Мармышевым, — брешь в информационном поле: когда многие процессы, коррупционные скандалы фактически ретушируются ведущими СМИ, возникают слухи и домыслы, а противостоять им приближенные медиа оказываются не в силах. Информационная война проигрывается.

 

Финансы решают все


    Денежный вопрос, как выясняется, напрямую связан с подготовкой и профессиональным ростом сотрудников пера. Главный редактор газеты машиностроительного завода «Трудовая честь» Татьяна Перепелкина жалуется, что с кадрами — просто беда. На них тратишь много сил, чтобы подготовить, а люди, недолго поработав, уходят в поисках лучшей доли — молодежь ищет другой статус или иные зарплаты, которые всякий раз приходится соизмерять с высокой ответственностью за публично произносимые слова.  
    — В итоге имеем круговорот журналистов в природе: в городе одни и те же фамилии постоянно приходится встречать то в газетах, то на радио или каком-то сайте, — рассуждает Татьяна Анатольевна.
    Руководитель радиостанции «Европа плюс Златоуст» Дмитрий Давыденко говорит, что проблема еще в другом: если в конце 90-х годов по маленькому объявлению он смог найти 4-х непрофессиональных молодых людей, желавших подняться в профессии, и впоследствии они полноценно состоялись в профессии, то в 2000-х таких попросту не стало. Молодежь сегодня работает неохотно — это в любой сфере, в том числе и в масс-медиа. «Кругом пустыня — ничего и никем на радио, которое мне ближе, в последнее время не создано», — делится соображениями Дмитрий Борисович.
     Парадокс: в условиях дефицита кадров много талантливых специалистов — молодых и мэтров — оказываются не у дел, они уезжают из города либо же коротают свои дни случайными заработками. Свой личный пример приводит Валерий Еремин, подрабатывающий сейчас собственным корреспондентом регионального портала u24. Человек не востребован: о ситуации знают все, но никак не реагируют на нее. Валерий Георгиевич предлагает активизироваться на фронте Союза журналистов. При нем, считает представитель Интернет-портала, и следует обучать молодые кадры, создавая банк вакансий. Там же есть смысл изучать новый журналистский опыт, опробовать новые форматы. Фактически школа рабкоров в прошлом выполняла часть этих функций.

  •     От кадрового голода начинает страдать содержательная часть масс-медиа: темы зачастую мелкие, поданы скучно, превалирует одно мнение в ущерб альтернативным. Как вариант взращивания творческих масс представители редакции «Златоуста 74» предлагают создать в городе несколько независимых продакшен-студий, которые по заказу одного-двух местных телеканалов будут готовить передачи для показа в эфире. Это бы позволило минимизировать влияние личных отношений на творческий процесс и на самих креаторов.

     С местными медийщиками спорит начальник Информационно-аналитического управления администрации губернатора Рифат Абдрашитов. Он задается вопросом, надо ли создавать производящие студии искусственно, если в них до сих пор не возникло очевидной потребности? Ведь ограничений для предпринимательской деятельности нет: любой златоустовец уже сейчас может создать производственную площадку и продавать ее продукцию в любое СМИ.
    

Читателей просят раскошелиться


    Наша страна все последние годы декларировала стабильность в качестве главной движущей силы общества и экономики. Однако если внимательно изучить, с какой частотой меняется административно-редакторский состав муниципального телеканала, становится понятным, что никакой стабильностью на златоустовском медиауровне даже не пахнет. Каждый новый мэр торопится присмотреть себе руководителей полояльней, а если те плохо отрабатывают «розовый пиар», то быстро лишаются своих должностей. Как пример, только с 2012-го года на телевидении успели смениться 3 редактора. И это за 3 года работы нынешней команды администрации округа!
    Ситуация явно нездоровая. Выходит, что целое СМИ зависит от одного-двух человек. Для исправления ситуации, в качестве возможного выхода, собравшиеся предложили ввести в состав учредителей городского телеканала областные профильные структуры, как это давно работает в случае со «Златоустовским рабочим». Там подбор кадров идет не по принципу лояльности — заметную роль играет профессионализм.  
    Где вопросы учредительства, там неизменно встает денежный вопрос: откуда взять денег, чтобы развиваться, — как выясняется, спорная тема.
    — К власти можете даже не ходить, — восклицает директор радиостанции «Европа плюс Златоуст» Дмитрий Давыденко. — Если вам нужны деньги или помощь в подборе кадров, не ждите и понапрасну не тратьте время.

  • Чиновники «запустили» отношения с прессой, боятся видеть ее сильной и хорошо подготовленной, поскольку «их собственная глупость и непонимание мешают осознать: с населением надо тесно работать на информационном поле, — говорит Елена Лаветкина, — рассказывать о происходящем, обосновывать решения».

     Рациональность этого подхода хорошо заметна на таком примере: когда осенью прошлого года в городе установили лебедей и крылатых коней, златоустовцы в социальных сетях стали высказывать сомнения относительно необходимости трат на художественные, как им казалось, излишки. После того, как вместе с Управлением архитектуры журналисты написали 4 материала в газету «Суббота», «истерика прекратилась, осталось разовое брюзжание». А ведь все можно было сделать заранее! Валерий Еремин настаивает, что не хватает диалога — выстраивать его СМИ и чиновники должны с двух сторон. Как, например, в Тоснинском районе Ленинградской области, где журналисты помогают развивать город, а чиновники содействуют решению их финансово-технических проблем.
    Сейчас же власти не умеют переводить свои мысли на общечеловеческий язык, в итоге люди перестают верить (понимать) масс-медиа, не покупают их, снижая тиражи и рекламные поступления. Денег нет — круг замыкается.
    Искать финансы можно среди представителей самого общества. Если люди решат, что нуждаются в независимых СМИ, они в силах помочь вытащить ситуацию. О краудфандинговых схемах финансирования медиапроцессов рассуждает Дмитрий Давыденко. Он говорит, что даже в Златоусте люди будут готовы скинуться по 100-200 рублей, чтобы обеспечить работу двух-трех медиаспециалистов. Надо пробовать, тем более, что подобный формат взаимоотношений с аудиторией уже успешно опробовали корреспонденты других небольших городов.
    — Сейчас возникают многочисленные волонтерские движения, в Златоусте активно работают активисты, спасающие бездомных животных. Это говорит о том, что у людей в головах что-то изменилось, гражданские чувства, если хотите, начали превалировать над безразличием, — говорит Дмитрий Давыденко.
    Предложение создает дискуссию. Не вызывает сомнений лишь вопрос того, что создаваться журналистика должна профессионально. Коллектив редакции должны уважать власти и аудитория — только тогда можно разговаривать со своими собеседниками на равных.


Алексей КАЗАНЦЕВ

    
    
    

 

Просмотров: 3319

Выборы

Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-69214 от 29.03.2017 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

 
Яндекс.Метрика